Чехлыстова Т. Н.

Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС ).


В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?
• Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
• Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
• Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
• Знание типологии урока
• Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
• Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
• Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
• Планирование воспитательной функции урока.
• Комплексное планирование задач урока.
• Выделение в содержании материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
• Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
• Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
• Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
• Практическая направленность учебного процесса.
• Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
• Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
• Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
• Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
• Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
• Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например, анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
• Работа по мотивации учебной деятельности — формирование мотивации познания.
• Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
• Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).
• Включение компьютеров в педагогические технологии.
• Дифференциация домашних заданий.
• Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
• Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
• Обеспечение эстетических условий.
• Общение — сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
• Имидж учителя.
• Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
• Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Требования к уроку:
1.Четкая формулировка образовательных задач;
2.Оптимизация процесса обучения;
3.Дифференцированное применение технологий развивающего обучения
4.Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся через применение активизирующих методов и средств обучения;
5.Работа учителя по формированию метапредметных способов учебной деятельности;
6.Обоснованное и целесообразное использование тех или иных средств обучения;
7.Плотность урока;
8.Регулярный анализ полученных результатов обучения, воспитания, развития школьников.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.