Аналитическая справка по результатам проведения оценки уровня функциональной грамотности исследования PISAв МОУ «Шумиловская СОШ»
Методические особенности PISA 2021-2022
В соответствии распоряжения комитета образования № 472-р от 29.03.2021 «Об участии и проведении оценки уровня функциональной грамотности обучающихся 8 классов с использованием инструментарияPISAв 2021»исследование проводилось в МОУ «Шумиловская СОШ» 30 марта 2021года
В исследовании участвовали 17 обучающихся восьмого класса (85%). 3 обучающихсяне участвовали (из них 2 (Маматов Т, и Токлуев И)- обучабщиеся с ОВЗ, Кардаш Д болел)
Исследование PISА – 2021 проводилось полностью на компьютерной основе с использованием нового типа интерактивных задач по функциональной грамотности. Оценивались шесть областей: естественно - научная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.
На предварительном этапе была проведена диагностика компьютеров с целью определения их пригодности для проведения международного теста PISA, назначены специалист по ИКТ (администратор- Макошина Н.В) ), ответственные за проведение диагностики и обеспечение работоспособности компьютеров в день проведения тестирования (организаторы Черепова Н.Г и Лоос Л.В).
Сразу после тестирования проводилось анкетирование обучающихся. Анкетирование длилось 20 минут.Дополнительно проводилось анкетирование администрации школы в лице заместителя по УВРСкрипниченко О.Ю. Анкета образовательной администрации содержала 25 вопросов. Была собрана информация об основных характеристиках учебных учреждений (место расположения, организационно-правовая форма, углубленное изучение предметов, ресурсный потенциал и его влияние на учебный процесс, а также характеристика образовательного состава.
В целом исследование PISA было проведено в установленные сроки, прошло строго по сценарию проведения тестирования и анкетирования.
В ходе проведенных исследований были получены следующие результаты:
Читательская грамотность оценивалась по трем блокам:
§Находить и извлекать информацию. Справились 17% обучающихся
§Осмысливать и оценивать содержание и форму текста- 47% обучающихся
§Интегрировать и интерпретировать информацию- 27 % обучающихся.
По школе:
Не прошли порог (470 баллов) - 4 об-ся - 23%
Низкий уровень – 4 об-ся - 23%
Средний уровень- 8 об-ся - 47%
Высокий уровень- 1 об-ся – 6%
Математическаяграмотность оценивалась по трем блокам:
По школе:
Не прошли порог (358 баллов) - 0 об-ся - 0%
Низкий уровень – 5 об-ся - 29%
Средний уровень- 12 об-ся - 71%
Высокий уровень- 0 об-ся-0%
Естественно- научная грамотность оценивалась по трем блокам:
§Использование научных доказательств- 38 %
§Распознавание и постановка научных вопросов-24%
По школе:
Не прошли порог (335 баллов) - 5 об-ся - 29%
Низкий уровень – 4 об-ся - 23%
Средний уровень- 7 об-ся - 42%
Высокий уровень- 1 об-ся-6%
Финансовая, грамотность, глобальная компетентность, креативное мышление
Поскольку в результате исследования PISA для российских обучающихся выявлена корреляция результатов по финансовой грамотности с математической и читательской грамотностью, то обучающиеся, которые оказались успешны в финансовой грамотности, успешны как в математической, так и в читательской грамотности, и наоборот, обучающиеся, которые были успешны в чтении и математике, оказались успешны и в финансовой грамотности. Значит, у школьников необходимо формировать читательскую и математическую грамотность.
Одной из компетенций, входящих в состав креативного мышления, является выдвижение разнообразных идей, на уроках и во внеурочной деятельности необходимо организовывать деятельность обучающихся в рамках решения разнообразных проблем (социальных, научных и др.) по поиску и выдвижению нескольких разных идей. Задача учителя состоит в создании такой атмосферы на учебном занятии, чтобы школьники испытывали стремление выдвинуть как можно больше разных идей. На этом этапе важно обратить внимание на перечень выдвинутых разных идей в соответствии с поставленной задачей.
В результате исследования PISA выявлена корреляция результатов по глобальным компетенциям с читательской и естественно-научной грамотностью, то обучающиеся, которые оказались успешны в глобальных компетенциях, успешны как в естественно-научной, так и в читательской грамотности, и наоборот, обучающиеся, которые были успешны в чтении и естественных науках, оказались успешны и в глобальных компетенциях. Значит, у школьников необходимо формировать читательскую и естественно-научную грамотность.
Как следует из диаграмм, результаты обучающихся по всем компетенциям показаны ниже муниципального и регионального уровней.
Результаты PISAпоказывают, что пока не наблюдается положительных сдвигов в формировании читательской грамотности. Одной из необходимых мер, которая позволит изменить ситуацию в лучшую сторону, является развитие и применение методик, стимулирующих познавательную активность учащихся.
По большинству математических умений результаты обучающихся достаточно стабильны: с заданиями справились более половины учащихся.
Самыми трудными оказались задания на выявление и анализ противоречий и оценку качества и надежности информации. Невысокие результаты при выполнении этих заданий связаны с тем, что эти умения не являются предметом работы учителей.
Кроме того, в образовательном процессе не рассматриваются многие типы текстов из повседневной жизни, которые включены в исследование PISA: реклама, тексты объявлений, чатов, интернет-форумов и т.п. Недостаточное внимание уделяется и работе с информацией в электронной среде: ее сортировке по релевантности, оценке качества и достоверности источников, уточнению информационного запроса и др.
Причины низких результатовобучающихся:
- заданиями междисциплинарного характера, жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы,
- заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся;
- заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки;
- напряженным графиком выполнения работы.
Рекомендации
На основе всего вышеизложенного с целью повышения эффективности формирования функциональной грамотности обучающихся:
Администрации школы:
1. Проанализировать результаты проведенного мониторинга уровня функциональной грамотности исследования PISA обучающихся школы.
2. Выявить педагогов, чьи обучающиеся продемонстрировали высокий уровень какого-либо компонента функциональной грамотности. Создать условия для возможности включить их в деятельность по наставничеству. Продумать систему адресного наставничества для учителей, чьи обучающиеся продемонстрировали низкие результаты.
3. Организовать систематическую подготовку педагогического состава школы (учителей начальных классов, учителей-предметников) к формированию и оцениванию функциональной грамотности (курсы повышения квалификации, консультации, качественная работа в школьном методическом объединении, выявление и обмен успешным опытом).
4. Нацелить педагогов на осуществление формирующего оценивания уровня функциональной грамотности обучающихся, учитывая степень индивидуальных затруднений.
5. Усилить внутришкольный контроль качества проектирования рабочих программ по учебным предметам, уровня их соответствия ФГОС и отражения в них деятельности по формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся.
6.Провести педагогический совет с обсуждением вопроса «Формирование и
развитие функциональной грамотности как фактор повышения качества образования».
Руководителям методических объединений:
Педагогическим работникам с целью совершенствования функциональной грамотности обучающихсяиспользовать в процессе обучения учебному предмету следующие виды заданий:
1. Для формирования у учащихся читательского умения находить и извлекать информацию из текста рекомендуется предлагать им задания, в которых необходимо:
§после внимательного, осознанного прочтения текста находить ивычленять в тексте фрагмент или фрагменты, требующиеся для ответа на заданный вопрос;
§выстраивать последовательность описываемых событий, делать простые выводы по содержанию текста;
§ обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сопоставлять информацию из разных частей текста;
§объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
§ определять лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста.
2.Для формирования у учащихся интегрировать и интерпретировать информацию текста рекомендуется предлагать им задания, в которых требуется:
§выделять основную и второстепенную информацию, извлекать из текста единицы информации, объединенные общей темой;
§обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
§аргументировано, связно, последовательно отвечать на вопрос в письменной форме, используя информацию исходного текста;
§ формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; сопоставлять разные точки зрения иразные источники информации по заданной теме;
§различать информацию, заданную в тексте, и информацию, которой учащиеся владеют на основе своего личного опыта.
3.Оптимизировать деятельность школьной библиотеки и внеклассную работу классных руководителей по пропаганде чтения и повышению мотивации к досуговому чтению.
Классным руководителям:
§Организовать работу с родителями учащихся по оказанию помощи детям при работе с письменными источниками разных видов (учебной, научной, художественной, справочной литературой, в особенности словарями и энциклопедиями).
§Включить в план воспитательной работы учреждения образования мероприятия, направленные на популяризацию чтения, поддержку и развитие семейного чтения;